Солнечная миссия Индии

Благодаря альтернативным источникам энергии в стране подешевеет мобильная связь, а почтальоны меньше будут крутить педали.

Индия может стать мировым центром солнечной энергетики. В начале этого года премьер-министр страны Манмохан Сингх провозгласил начало реализации «Солнечной миссии», благодаря которой в стране должен появиться мощный научно-производственный регион наподобие «Силиконовой долины» в Калифорнии. Использование альтернативных источников энергии является одним из ключевых пунктов 13-го пятилетнего плана, что его теперь реализует Индия.

Глава правительства призывал индийских промышленников и ученых рассматривать Национальную солнечную миссию «Солнечная Индия» имени Джавахарлала Неру (таким является полное название инициативы) как большую возможность для бизнеса. До конца этой пятилетки в Индии планируют создать генерирующих мощностей на солнечной энергии на 20 тысяч МВт.

Среди наиболее интересных проектов в отрасли солнечной энергетики, которые уже начинают внедрять в жизнь, можно выделить два. Как рассказывает газета «Таймс оф Индия», вскоре индийские почтальоны пересядут из своих традиционных велосипедов на трехколесных рикше с двигателями, заряженными энергией солнца. Тестовые испытания первых десяти «сонцепедив» начались в конце прошлого месяца в городе Аджмер, что в одном из наиболее солнечных штатов страны — Раджастани. Стоит отметить, что рядовой индийский почтальон ежедневно доставляет адресатам в среднем 15 килограммов листов, бандеролей и других мелких почтовых отправлений, преодолевая при этом до 50 километров.

После тестовых испытаний такие «сонцемобили» должны получить работники почты большинства штатов Индии. А осенью этого года новое транспортное средство испытают во время обслуживания участников и гостей спортивных соревнований Британского содружества наций в столице Индии — Дели. «Солнечные рикши», производство которых начала индийская компания «Кинетик моторс», весят приблизительно 100 килограммов и способные развивать скорость до 30 километров через час. Серийная модель для потребностей индийской почты будет несколько облегченной. На одном заряде батареи «сонцепед» может ехать до шести часов. Теперь стоимость одной машины представляет 25 тысяч рупий (540 долларов), но производители обещают, что когда будет настроен серийный выпуск, «сонцемобили» станут значительно дешевле.

Другой «солнечный проект» заключается в переводе телефонных подстанций ретрансляции сигналов мобильной связи из электроэнергии на энергию солнечных батарей. Состоянием на сегодня в Индии насчитываются полмиллиарда пользователей сотовой связи (второй показатель в мире после Китая), на обслуживание которых работают 250 тысяч ретрансляционных башен. Ежегодно они потребляют такое количество электроэнергии, на производство которой нужно использовать 530 миллионов галлонов (два миллиарда литров) дизельного горючего общей стоимостью около 1,4 миллиардов долларов. Это значит, что выбросы в атмосферу будут представлять 5,3 миллионов тонн углекислого газа. До 2015 года количество пользователей «мобилок» должно удвоиться, как, соответственно, и количество ретрансляторов сигнала. Поэтому перевод питания телефонных башен на энергию солнца будет способствовать не только удешевлению услуг мобильной связи, но и сохранению окружающей среды.