По данным международной федерации борьбы с проказой, из 15 миллионов больных 12 миллионов умирают без медицинской опеки. От большинства отказываются и родственники: многие до сих пор считают проказу «наказанием богов», а не болезнью, которая вылечивается на первых стадиях. Медики отмечают, что проказа не такая уже и заразная, а поражает прежде всего тех, кто плохо питается и не имеет элементарных средств гигиены.
Тереза поступила на 12-месячные курсы медсестер, которые закончила за 4 месяца. А тогда раздобыла средства и построила не просто лепрозорий, а поселок, где около 10 тысяч больных проказой поселилось с семьями, получило работу. Поселок назвали Городом Мира. Кстати, первую в мире больницу для больных СПИДОМ открыла тоже Мать Тереза. Основанный ею орден взял за цель по-человечески, милосердно относиться к тем, кто «для общества не желательный», к людям, которые «стали грузом для общества и от которых все отшатываются», — голодных, бездомных, изуродованных. Ведь, за высказыванием Матери Терезы, «человеческое тело может быть деформировано, может быть уничтожено нуждой, болезнью, старостью. но оно никогда не теряет Божьего подобия». Черницы ордена создавали убежища для покинутых детей и больницы для бедных, невзирая на их национальность или вероисповедание.
В убежище для умирающих, которое учредила Мать Тереза, людям обеспечивали не только медицинскую помощь, но и соблюдение ритуалов их веры : ислама, христианства, буддизма или индуизма. Мать Тереза, которая выросла на «горячих» Балканах, знала, что такое пренебрежение к национальности или вероисповеданию, и в то же время ведала, что такое единство в многообразии и мирное сожительство. В ее родном городке Скопье в Македонии жилы преимущественно албанцы-мусульмане и православные сербы, а ее семейство было католическим.
«Горячие точки» и Киев
Мать Тереза ездила в места вооруженных конфликтов и катастроф, временами по просьбе Папы Ивана Павла ИИ. Это и Северная Ирландия, Южная Африка, Ливан. В 1982 году, во время осады Бейрута, уговорила израильтян и арабов остановить стрельбу, чтобы вывезти 37 детей из фронтового госпиталя. Возила помощь голодным в Эфиопии. Но к родному городу на «социалистических» послевоенных Балканах дорога была перекрыта. Даже с умирающей матерью не смогла увидеться через выставленных адептами коммунизма ограничения. Лишь когда упала «берлинская стена» и христианские добродеятельницы смогли свободно посещать атеистическую «зону соцлагеря», Мать Тереза побывала в родном городе, посетила могилы близких.
Теперь она смогла отвезти помощь жертвам землетрясения в Армении. Впрочем Украину посетила еще в августе 1987 года : привезла необходимое пострадавшим от Чернобыльской катастрофы. В то же время была приглашена на заседание Совета Мира в Киеве. Однако информацию о приезде такой фигуры не очень распространяли среди «населения», даже попробовали намекнуть на «шпионаж» или «католический прозелитизм» Матери Терезы. Так же впоследствии, в 2001-ом, номенклатурная власть «приветствовала» в Киеве Папу Ивана Павла ИИ.. Кстати, самый известный документальный фильм и книгу о Матери Терезу «Что-то прекрасное для Бога» создал британский журналист Малькольм Маггеридж. Он же одним из первых сообщил миру о Голодоморе в Украине, опубликовав в газете «Манчестер гардиан» в марте 1933-го три статьи о поездке по Украине и Северному Кавказу. Впрочем за несколько дней в той же газете напечатал «опровержение» московский корреспондент New York Times Уолтер Дюранти. Матери Терезе также на протяжении жизни были достаточно «опровержения» и критика. Однако добрая память более сильная. И, возможно, со временем в Киеве будет установлен знак о визите «революционерки духа», а фильм о ней Малькольма Маггериджа будет переведено украинской.