В Хорватии состоялся первый тур президентских выборов.
В прошлое воскресенье 4,5 миллионов хорватов, наделенных правом голоса, избирали стране нового президента. Полномочия действующего главы государства, 74-летнего Стипе Месича, всплывают в феврале. Он верой и правдой отслужил своему народу два пятилетних срока и, в соответствии с конституцией Хорватии, не может претендовать на третьей. Хотя если бы имел такое право, то, несомненно, опять получил бы на выборах уверенную победу.
Государственный муж, человек слова, интеллектуал, который умеет общаться с народом простым языком, способен не только очертить последующие пути развития, но и реализовывать их на практике, Месич является общим любимцем хорватов, олицетворением мечты любого народа о справедливом и честном правителе. Приняв тяжелое наследство от своего предшественника Фране Туджмана, которого Европа не воспринимала за радикальный национализм, умеренный националист Месич открыл свою страну к внешнему миру. Благодаря нему Хорватия в этом году вступила в НАТО, а что не успела стать членом Евросоюза, то не по вине президента, а через блокаду со стороны Словении, которая имеет к соседям территориальные претензии. Месич оставляет свою должность, имея поддержку 75 процентов своего народа. О таком «финальном» рейтинге может мечтать любой президент.
К сожалению, Хорватия или не имеет, или теперь не видит достойного преемника Месичу, потому предварительно было понятно, что в первом туре ни один из 12 претендентов на президентское кресло победу не получит.
Так оно и произошло, и 10 января хорваты опять придут на избирательные участки, чтобы избрать победителя теперь уже из двух кандидатов. Во второй тур вышли представитель оппозиционных социал-демократов Иво Иосифович и 54-летний мэр Загреба Милан Бандич.
52-летний Иосифович — доктор права и… композитор классической музыки. Он проводил избирательную кампанию под лозунгами «новой справедливости» и борьбы с коррупцией и экономическим кризисом и в первом туре получил 34,44 процента голосов избирателей.
Иосифовичу противостояли по меньшей мере четыре представителя правого лагеря с рейтингами свыше 10 процентов, среди них и Милан Бандич, который в итоге набрал 14,84 процента. Вероятно, именно ему отдадут голоса те избиратели, чьим правым избранникам в первом туре не повезло.