Через 30 лет после вооруженного конфликта Британия и Аргентина опять рассорились через Фолклендские острова.
Почти через тридцать лет после вооруженного конфликта между Великой Британией и Аргентиной дипломатические отношения двух держал опять очутились на грани разрыва. Как и в прошлый раз, кувшины побиты вокруг Фолклендских, или Мальвинских, островов. Невзирая на протесты официального БуеносАйреса, британская нефтяная платформа начала бурение в территориальных водах Фолклендив, за 100 километров от островов. Запасы нефти в островном шельфе достаточно большие — по предыдущим оценкам, около 60 миллиардов барелей. Аргентина расценила этот шаг британцев как нарушение своего суверенитета и угрожает «принять адекватные меры».
Нефтяников есть кому охранять: по приказу премьер-министра Британии Гордона Брауна в район платформы отправились два дополнительных корабля военного флота — к тем двух, которые уже несли там дежурство раньше. Впрочем их цель — прежде всего помешать Аргентине перекрыть морские пути, которыми курсируют корабли британского торгового флота. «Мы дадим достойный отпор попыткам Аргентины нарушить связь Фолклендских островов с внешним миром», — отмечают в Лондоне.
Британцы заверяют, что добыча нефти в шельфе Фолклендских островов ведется полностью законно и в соответствии с нормами международного права, а фирмы, которые этим занимаются, получили соответствующие коммерческие лицензии. Но Аргентина очень ревностно относится к будьякой присутствию «Юнион Джека» (так называют государственный флаг Британии) в островной зоне. Невзирая на то, что официально Фолкленди остаются заморской территорией Объединенного Королевства, в Аргентине, чье побережье расположено за 400 километров от островов, до сих пор считают их своими. И настаивают на «историческом названии» — Мальвинские острова и обещают обратиться за помощью к Организации Объединенных Наций. А вчера на саммите лидеров стран Латинской Америки и Карибского региона, который проходит в мексиканском Канкуни, был принят документ о единодушной поддержке позиции Аргентины.
Истоки этого конфликта заложены в эпоху больших морских открытий. Аргентина настаивает на том, что архипелаг еще в XVI столетии открыл испанский моряк, и тот факт, что в 1833 году островами завладели британцы — это лишь досадное историческое недоразумение. Британская корона немного другой мысли, ссылаясь на документы, согласно которым в 1590х годах Фолкленди открыли английские мореплаватели.
2 апреля 1982 года аргентинский десант высадился на островах, взяв в плен небольшой гарнизон британских морских пехотинцев. Великая Британия немедленно направила на выручку свой флот, в ответ Аргентина выслала военную авиацию.. Так между двумя странами фактически вспыхнула война, хотя официально государства ее не объявляли. Но дипломатические отношения разорвали.
За три месяца вооруженного конфликта в море и на суше погибли около 700 аргентинских и свыше 250 британских воинов. Аргентина, в конечном итоге, капитулировала, острова остались Фолклендскими и британскими, а дипломатические отношения между Лондоном и БуеносАйресом были возобновлены аж в 1990 году.
В 1995му стороны, каждая из которых упрямо считает Фолклендский архипелаг своей территорией, подписали соглашение о возможной добыче в регионе нефти и рыбный промысел. В Аргентине, впрочем, многие считали, что в «нефтяной» части эти договоренности были в пользу Британии.
В нынешней ситуации мнения местных дипломатов относительно того, какую стратегию поведения лучше избрать БуеносАйресу, разделились. «Радикалы» призывают немедленно начать переговоры о принадлежности Мальвинских островов (и, конечно, завершить их полным признанием Британией аргентинской правоты). «Прагматики» отмечают то, что таким образом Аргентина ничего не добьется, и в придачу к островам окончательно потеряет еще и полезные ископаемые тамошнего шельфа. Сторонники этого течения считают, что уместно теперь поступиться принципами, помириться с Британией и, вместо враждовать, дополнительно обсудить правила эксплуатации природных ресурсов архипелага. Мол, начать бы хоть из пальца, а там и руку можно будет понемногу «откусить».
Но пока что побеждает позиция «радикалов». Позабавив британских нефтевиков, Аргентина избрала путь конфликта и дефакто разорвала даже действующие договоренности. Тем же добровольно оказавшись у разбитого корыта: ни островов, ни шельфа с нефтью.