И была революция по всей земле Египетской

После провала переговоров с властями оппозиция созывает мегамитинг в Каире. По стране начались забастовки.

Сегодня в Египте — третья с начала массовых антипрезидентских выступлений 25 января «пятница гнева». По пятницам правоверные мусульмане не работают, поэтому на площадь Тахрир в Каире и улицы других городов — центров протеста — может прийти гораздо больше людей, чем в будний день. Хотя куда уж больше — при многолюдного митинга вечером минувшей среды сотням тысяч демонстрантов уже не хватило места не только на «Майдане», но и в прилегающих кварталах. Теперь революционные палатки разбиты уж вокруг здания парламента, оппозиционеры небезосновательно считают одним из очагов властной коррупции.

После событий 8 февраля и власть, и оппозиция убедились: то, что многие восприняли как угасание революционной бури, в действительности было лишь затишьем перед еще более мощным шквалом. Причем если в Каире этот раз все было спокойно — на демонстрантов никто не нападал и не разгонял, то в провинции вновь пролилась кровь. В городе Аль-Харга, что на юге Египта, в столкновениях между достаточно агрессивными протестующими и силами безопасности погибли трое и ранены около сотни человек.

Однако не худшей новостью для властей стало то, что на 16-й день акции «Долой Мубарака!» В Египте начались забастовки. На работу не вышли более трех тысяч сотрудников железной дороги (правда, главная железнодорожная ветка, которой курсируют поезда по маршруту Александрия-Каир-Луксор-Асуан, и без того уже две недели фактически перекрыта, водители междугородных автобусов и т.д. А главное — отказались работать около шести тысяч работников Суэцкого канала. И от того, что главным требованием бастующих является даже не отставка президента, а повышение зарплаты, Хосни Мубараку не легче. Остановка движения судов по Суэцкому каналу, который ко всему является главным источником поступлений в государственный бюджет, будет означать окончательный «переход» на сторону демонстрантов международного сообщества. Ведь канал, через Красное море напрямую соединяющий Индийский океан со Средиземным морем, открывая дорогу из Азии в Европу без необходимости огибать Африканский континент, является одной из главных водных артерий мировой торговли. Впрочем пока движение по Суэцкому каналу открыто.

Европа и Соединенные Штаты Америки, которые на протяжении многих лет финансировали и поддерживали режим Хосни Мубарака, уже и теперь с каждым днем реагируют на события в Египте все радикальнее. После телефонного разговора вице-президента США Джозефа Байдена с египетским коллегой Омаром Сулейманом, в которой представитель Белого дома изложил план Вашингтона по мирной передачи власти Мубараком, министр иностранных дел Египта Ахмед Абуль-Гейт обвинил США в «стремлении навязать официальном Каира свою волю» . В интервью американской телекомпании Пи-Би-Эс Абуль-Гейт подчеркнул, что Египет «уже меняется». А попытки американской стороны, которая до сих пор поддерживала с Каиром замечательные отношения, вмешаться в египетские внутренние дела «вызывает возмущение и злость». «Думаю, администрация Обамы плохо понимает сложность ситуации, а также опасности и риски, которые несет в себе бег в хаос», — подчеркнул министр, отметив: требование США отменить закон о чрезвычайном положении в Египте является абсурдной уже потому, что во время протестов со египетских тюрем сбежали 17 000 преступников. Также Абуль-Гейт признал, что революция стала полной неожиданностью для всех.

Между тем переговоры между властями и демонстрантами, которые начались 6 февраля, закончились безрезультатно. Об этом сообщает британская газета «Гардиан» со ссылкой на одного из участников переговоров — представителя Совета мудрецов Диаа Рашвана. Тот заявил, что вице-президент Сулейман, который вел переговоры со стороны властей, отказался принять компромиссное предложение оппозиции. Она заключалась в том, чтобы президент Мубарак, официально оставаясь на своем посту до выборов, де-факто передал власть переходному правительству. После этого диалог прекратился. Ввиду того, что в «умеренной» оппозиции нет реального кандидата на смену Хосни Мубараку, опасность прихода к власти исламистов из радикальной силы «Братья мусульмане» выглядит все более реальной.